Информационный портал об авариях и катастрофах

Создание атомного оружия и использование атома в мирных целях

       Создание атомного оружия и использование атома в мирных целях сопровождалось сотнями аварий и катастроф во всёх странах, которые занимались этим. В первую очередь это случалось в США, , СССР, Великобритании.

       Первые аварии и жертвы появились в США. 1 сентября 1944 года в результате реализации «Манхэттенского проекта» пять человек, пострадали от кислотных ожогов и вдыхания смеси радиоактивных и кислотных паров. Двое из них погибли, а остальные получили серьезные травмы.

       И далее пошло по - нарастающей.

       В 1948 году две аварии в СССР на ПО «Маяк», в 1949 еще две аварии там же. Осенью 1957 года аварии произошли в США, СССР, Великобритании

       Впоследствии аварии происходили не только на объектах ядерно-оружейного комплекса, но и во время испытаний ядерного оружия, с носителями ядерного оружия, на подводных лодках, и кораблях, на космических объектах, на атомных электростанциях, при проведении подземных ядерных взрывов в мирных целях.


Инциденты и аварии при ядерных испытаниях происходили регулярно во всёх странах где разрабатывались ядерные программы.

Перечень инцидентов и аварий при ядерных испытаниях: Подробнее.

Впервые в истории крупные радиационные аварии произошли в ходе наработки ядерных материалов для первых атомных бомб. Да и значительная часть современного радиоактивного загрязнения территории Земли связана с повседневной деятельностью и авариями на предприятиях ядерно-оружейного комплекса в различных странах, больше всего в СССР, США и Великобритании.

Самые первые в истории крупные радиационные аварии произошли в ходе наработки ядерных материалов для первых атомных бомб.

Хроника аварий на объектах ядерно-оружейного комплекса в мире и СССР: Подробнее здесь и здесь.

Аварии не большие по масштабам, но не менее трагичные по последствиям происходили на всём протяжении испытаний, экспериментов с атомом: Подробнее.

Одним из распространённых видов ядерного оружия были атомные и водородные бомбы, которые размещались на самолётах. Случаи их не санкционированных сбросов и потерь были не редки. Предположительно, в годы холодной войны было утеряно порядка 50 ядерных боеголовок, и далеко не все они остались лежать в безлюдных районах. Подробнее здесь и здесь.

Вот один из случаев произошедший в январе 1966 года над Испанией, когда в результате столкновения бомбардировщика В-52 с самолётом –заправщиком КС -135 на землю и в море упали четыре водородные бомбы. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим.

В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке — расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

001.jpg

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Семипалатинский ядерный полигон 20 лет спустя: Подробнее.

Список аварий на подводных лодках начиная с 1945 года документирует происшествия, имевшие место после Второй мировой войны. Среди затонувших подводных кораблей было, как минимум, десять атомных подводных лодок (3-США, 5-СССР, 2-Россия), причём некоторые из них с ракетами или торпедами, оснащёнными ядерными боеголовками и, как минимум, две дизельные лодки с ядерным оружием. Подробнее.

Аварии на атомных подводных лодках (Подробнее), за период 1965-83гг. произошло 233 аварии с ядерным оружием (Подробнее). Гибель подлодок: Подробнее.

 

Аварии космических объектов с ядерными энергоустановками: Подробнее.

Аварии на атомных электростанциях: Подробнее.

За годы холодной войны в обоих противоборствующих сторонах было построено много атомных подводных лодок. Аварии на них случались и у тех и у других. Последствия были разные: гибли люди, тонули субмарины, происходило заражение акваторий.

Хроника аварий на подводных лодках: Подробнее здесь и здесь.

Атом заставляли работать не только на земле, в воде и в воздухе, но и отправляли его в космос для решения различных задач. Не обошлось без аварий и на околоземной орбите. Хроника аварий космических объектов с ядерными энергоустановками: Подробнее.

Набольшее распространение мирный атом получил на атомных электростанциях. Однако вёл он себя не мирно задолго до аварии на Чернобыльской АЭС. Хроника аварий на АЭС. (Подробнее).

Самые крупные в мире аварии на АЭС: Подробнее. Фото с аварии на АЭС Три –Майл-Айленд (США): Подробнее.

Аварии на предприятиях ядерно топливного цикла: Подробнее.

Опасные радиационные эксперименты: Подробнее.

Самые крупные в мире аварии на АЭС (таблица - рисунок с пояснениями) Подробнее.

Фото с разных ядерных аварий: Подробнее.

Радиационные эксперименты над людьми: Подробнее.

Войсковые учения с применением ядерного оружия: Подробнее.

Авария на Чернобыльской АЭС – на Википедии.

История катастрофы: Поробнее.

ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД